Права пациента медицинского учреждения перечислены ст. 30 «Основ законодательства об охране здоровья граждан». Медицина относится к сложным сферам деятельности, права и обязанности пациентов и врачей, услуги специфические. Для обеспечения надлежащего качества и уровня безопасности требуется полноценная система управления. Платформа Куликов Консалтинг создана для повышения квалификации и личностных качеств руководителей медицинских учреждений всех уровней. Наша цель — помочь решить проблемы, связанные с переорганизацией работы в подразделении или лечебном учреждении.
Весь перечень обязанностей и прав врача и пациента доступен в ст. 79 закона № 323-ФЗ, обязанности медиков разделены на 2 части: для всех и для реализующих Программу бесплатной медицинской помощи. Обязательное условие для ведения деятельности — наличие лицензии, ведение, хранение, учет документации, составление и предоставление отчетности.
Исходя из положений ст. 79 закона № 323-ФЗ, лечебное учреждение обязано:
— предоставлять экстренную/срочную помощь;
— соблюдать порядок, определенный отраслевыми стандартами;
— предоставлять гражданам информацию о предоставлении услуг в рамках гарантийного бесплатного обслуживания;
— соблюдать полную конфиденциальность, врачебную тайну;
— обеспечить доступность к медикаментам, продуктам для лечебного питания;
— предоставлять данные о медикаментах, медицинских изделиях, эффективных методах обследования и лечения;
— предоставлять достоверную информацию о работниках своего учреждения;
— обеспечить повышение квалификации, переподготовку, профессиональную подготовку сотрудников;
— информировать правоохранительные органы, если появились подозрения на причинение вреда в следствии противоправных действий;
— проводить мероприятия, направленные на снижение профессиональные заболеваний, травматизма.
При участии в Программе бесплатного оказания медицинской помощи пациентам необходимо предоставлять актуальную и достоверную информацию о порядке и условиях предоставления услуг. Обязательно проведение мероприятий, нацеленных на снижение рисков, пропаганда здорового образа жизни.
Главное право — уважительное, гуманное отношение персонала. Закон № 122-ФЗ предоставляет возможность самостоятельно выбирать медицинское учреждение и лечащего врача.
Единые права, не зависящие от вида медицинского учреждения:
— доступность своевременной помощи медиков в необходимом объеме;
— доступность неотложной, скорой помощи, амбулаторного, стационарного лечения, реабилитационных услуг, качественного ухода;
— отсутствие дискриминации из-за национальности, социального статуса, пола, возраста, вероисповедования, вида болезни, ограничения дееспособности, места жительства, нахождения в месте лишения свободы;
— предоставление самых необходимых медикаментов и медицинских изделий бесплатно;
— равные права пациентов, страдающих от редких заболеваний;
— право выбора медицинского учреждения и врача;
— уважение к личному времени (точное определение времени ожидания);
— безопасность для жизни и здоровья;
— право на претензии, подачу жалоб.
Отдельная часть — права законных представителей и членов семьи. Это важно, если больной неспособен самостоятельно предоставить данные о своем здоровье, выразить протест против вмешательства. В подобных ситуациях сотрудники лечебного учреждения обязаны связаться с членами семьи (законным представителем). Их права не отличаются от прав больных. Нарушением прав пациента считается запрет находиться рядом с больным родственником в любое время, отказ предоставить для ознакомления медицинскую документацию.
Медицинские права пациентов:
— проведение лечения в условиях, полностью соответствующих требованиям гигиенических и санитарных нормативов;
— применение всех доступных средств для устранения болей;
— получение консультаций специалистов любого профиля, назначение консилиума;
— предоставление согласия/отказа от вмешательства медицинских работников;
— получение достоверных данных о текущем состоянии здоровья;
— компенсация причиненного здоровью вреда;
— сохранение конфиденциальности, врачебной тайны;
— допуск юриста, священнослужителя.
При выявлении нарушений пациент имеет право на подачу претензии главному врачу учреждения или иному должностному лицу.
Защитой прав пациентов занимаются:
Права пациентов гарантированы ст. 45 Конституции. При президенте РФ существует институт уполномоченного представителя, обладающий правом истребовать медицинскую документацию, предоставляющий юридические консультации, работающий с претензиями жалобами, организующий досудебные урегулирование споров.
— органы исполнительной власти в области здравоохранения;
— прокуратура;
— надзорные органы в области здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия;
— страховые медицинские организации;
— общества, защищающие права потребителей;
— адвокатские компании.
При невозможности решить спор граждане могут обратиться:
— в Росздравнадзор;
— в Роспотребнадзор;
— в региональный департамент (министерство, управление, комитет) здравоохранения;
— в фонд медицинского страхования;
— в страховую организацию, в которой пациент застрахован;
— в прокуратуру;
— в суд.
В большинстве ситуаций пациентам требуется правовая поддержка, так как необходимо провести анализ медицинской документации, определить перспективы подачи жалоб и обращения в суд. Кроме того, большинство граждан точно не знают, какие права пациента, как выбрать суд и подать иск.
Первоочередная задача — заботиться о своем здоровье. Обязанность проходить медосмотры гражданам, относящимся к декретированным группам, определена законодательно. При наличии болезней, опасных для окружающих, необходимо заниматься профилактикой, регулярно проходить лечение в стационаре, обязательно соблюдение правил внутреннего распорядка и поведения, режима.
Иные обязанности:
— отказ от лечения у «целителей»;
— своевременное обращение к лечащему врачу;
— не мешать пациентам учреждения;
— предоставить достоверную, максимально полную информацию;
— точно соблюдать предписания лечащего врача.
Ответственность за нарушения определена действующим законодательством. Если действия нарушителя угрожают жизни, врач вправе отказать в лечении.
Точный перечень каждое медицинское учреждение определяет самостоятельно, к общим правилам относятся:
— соблюдение правил внутреннего распорядка, соблюдение очередности;
— уважительное отношение к персоналу, другим пациентам;
— бережное отношение к имуществу медучреждения;
— предоставление достоверных данных о здоровье и аллергических реакциях, сотрудничество с врачом;
— точное выполнение предписаний врачей, соблюдение графика приема;
— соблюдение требований санитарных и гигиенических нормативов.
Пациентам запрещено так же:
— курить;
— шуметь, находиться в медучреждении в грязной обуви или одежде;
— пользоваться лифтом для персонала;
— оставлять без присмотра маленьких детей;
— выносить за пределы МО медицинскую документацию;
— изымать документы, размещенные на информационных стендах.
Многих интересует, имеет ли право пациент использовать телевизоры, электрочайники, электроплитки, кипятильники. В общем случае не имеет, но бывают исключения.
На платформе Куликов Консалтинг доступна обратная связь с экспертом, готовым предоставить консультации по требованиям законодательства, передовым практикам управления качеством. Вы можете приобрести методические пособия, положения, приказы, инструкции, чек-листы, помогающие улучшить управленческие компетенции.
Предлагаем авторские видеолекции и образцы документов медицинской организации по обеспечению прав пациентов и соблюдению нормативно-правовых требований при оказании медицинской помощи.
Можно ли получить медицинский страховой полис при отсутствии регистрации в регионе проживания?
Согласно закону № 326-ФЗ регистрация не ограничивает никакие права граждан РФ, в том числе право выбора страховой организации. Полис могут получить так же лица без регистрации и гражданства (приказ Минздравсоцразвития г. № 158н).
Как выбрать медицинское учреждение и врача?
При наличии страхового полиса выбор осуществляется из организаций, реализующих программу обязательного медицинского страхования. Чтобы выбрать врача, необходимо подать заявление лично или через представителя. Типовая форма утверждена приказом Минздравсоцразвития № 1184н. Лечащего врача выбирает руководитель лечебной организации или сам пациент.
Вправе ли медицинская организация требовать оплату лечения, которое назначил лечащий врач?
Пациенту необходимо обратиться в страховую компанию, что уточнить, на какой основе оказывается конкретная услуга. Если оплата уже проведена, необходимо предоставить страховой компании платежную документацию. В подобных ситуациях необходимо получить консультацию в страховой организации.
Что делать, если врач поликлиники отказывается направить пациента на диагностику?
Необходимо обратиться к главврачу или его заместителю, Департамент здравоохранения, страховую компанию.
Компенсируются ли затраты на медикаменты, назначенные в коммерческой клинике?
Нет, средства ОМС используются исключительно по целевому назначению.
Можно ли пациент посмотреть свою историю болезни и получить копию?
Подробные условия установлены в приказе Министерства здравоохранения№ 789н «Об утверждении порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них». На основании данного приказа руководство медицинской организации своим локальным нормативным актом устанавливает порядок, сроки и условия предоставления пациенту либо его законному представителю медицинских документов, отражающих состояние здоровья пациента Данная информация должна быть отражена в правилах внутреннего распорядка и поведения для пациентов и размещена на официальном сайте медицинской организации.