10.03.2025

Вышел первый в 2025 году номер журнала «Менеджмент качества в медицине». В этом номере опубликована очередная статья авторской рубрики «Школа уполномоченного по качеству» Куликова О.В. «Применение клинических рекомендаций: вопросов больше, чем ответов»

В данной статье предпринята попытка ответить на наиболее злободневные вопросы медицинского сообщества, связанные с переходом отрасли на клинические рекомендации. В качестве источников для ответов Куликов О.В. использовал действующие нормативные требования, доступные документы, отражающие позицию Минздрава России, проекты нормативных актов по данному вопросу, а также судебные практики правоприменения клинических рекомендаций.

В заключении статьи Куликов О.В. отмечает, что к моменту перехода на клинические рекомендации ситуация в отрасли здравоохранения накалилась настолько, что даже вызвала беспокойство председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. Она публично порекомендовала Минздраву России провести широкую разъяснительную работу с медицинскими организациями в регионах по поводу перехода на обязательные клинические рекомендации с 1 января 2025 года. «Когда Минздрав говорит: «У нас нет проблем с переходом на новые клинические требования», а врачи все гудят, так не бывает. Может быть, у вас и нет проблем, но они есть у врачей», – заявила Матвиенко 3 декабря 2024 года на ежегодном совещании со статс-секретарями – заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти. «Если в субъектах Федерации начнутся проблемы, вы будете нести за это персональную ответственность. Так работать нельзя», – заявила она. Такая позиция высшего законодательного органа России вселяет надежду, что в ближайшее время ситуация исправится и медицинское сообщество получит ответы на все волнующие его вопросы. А значит, будет поставлена точка в самом важном вопросе относительно правоприменительной практики всех действующих в отрасли клинических рекомендаций.

В этом номере журнала затрагиваются и другие важные темы для руководителей и специалистов медицинских организаций:

Главное. От первого лица

Максим Забелин, заместитель Председателя Правительства Московской

области – министр здравоохранения Московской области:

Сертификация должна приводить к повышению качества и безопасности медицинской помощи.

Главное. Стратегия

Оксана Сертакова, Сергей Пузин, Мария Кузьмина

От контроля качества к управлению качеством в здравоохранении: новая парадигма развития.

Главное. Стандартизация

Разработка и введение в действие стандартов на управление медицинской

организацией станет беспрецедентным событием.

Человекоцентричность. Исследование

Елена Овсянникова, Владимир Мартиросов, Инна Богомолова, Наталия Алексеева

Коммуникативные установки и способность к эмпатии медицинского персонала как базовый компонент человекоцентричности медицинской

организации.

Человекоцентричность. Модель

Эрнест Бойко, Марина Гацу, Ирина Заика

Пациентоцентричный подход к организации медицинской помощи: ценности пациента и экосистема пациентского опыта.

Менеджмент качества. Практика

Ольга Седашкина, Александр Колсанов

Управление качеством оказания детской нефрологической помощи с использованием цикла PDCA. Опыт системы здравоохранения Самарской области.

Менеджмент персонала. Беседа

Яна Габоян, Светлана Антонова

Самая главная мотивация медицинской сестры.

Менеджмент персонала. Подходы

Лариса Карасева, Клаудия Консон

Качество сестринской деятельности – зона ответственности руководителя

сестринской службы.

Менеджмент персонала. Практика

Лидия Воропаева, Ольга Чилибина, Татьяна Старостина

Организация процесса управления персоналом в медицинских учреждениях.

Менеджмент безопасности. Исследование

Роза Тураева, Эльмира Мингазова, Евгений Жибурт

Менеджмент крови пациента в медицинских стационарах по профилю «акушерство и гинекология».

Менеджмент безопасности. Практика

Ахмед Асланов, Рустам Калибатов, Милана Тхазеплова, Лиана Карданова

Обеспечение хирургической безопасности в медицинских стационарах Кабардино-Балкарской Республики.

Менеджмент безопасности. Практика

Григорий Ройтберг, Давид Вачнадзе, Наталья Кондратова, Александр Тимошевский

Культура безопасности как фактор повышения удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи.

Инцидент-менеджмент. Проблемы

Марина Макарочкина, Василий Люцко, Юрий Козлов

О некоторых вопросах выявления и учета нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности.

Проект-менеджмент. Инструменты

Азис Ахохова, Залина Нахушева, Марина Чочаева, Тина Гадзаева

Дизайн-мышление как инструмент поиска антропоцентричных инсайтов для генерации и развития инноваций в здравоохранении.Часть II.

Цифровизация. Практика

Павел Золотарев, Альберт Курмангулов, Юрий Грабоздин, Сергей Комаров

Опыт применения искусственных нейронных сетей в лучевой диагностике новой коронавирусной инфекции.

Обращение лекарственных препаратов. Методика

Елена Касьянова, Евгения Берсенева, Дмитрий Кураков, Елена Савостина

Прогнозирование риска возникновения дефектуры лекарственных средств по программам льготного лекарственного обеспечения на основе формирования карт Шухарта и применения информационных технологий.

Обращение медизделий. Подходы

Игорь Иванов, Евгения Берсенева, Алия Мухамедьянова, Евгения Зиновьева

Контроль качества и безопасности в электрохирургической практике многопрофильных стационаров.

Стандартизация. Методика

Евгения Берсенева, Роман Михайлов

Алгоритмизация оказания медпомощи пациентам с патологией периферической нервной системы на основе процессного управления.

Системный подход. Истоки

Наталья Бондаренко, Вадим Портных, Ирина Токарева

Книга «Русская земская медицина» как образец системного анализа здравоохранения России конца XIX – начала ХХ веков.

Более подробно ознакомиться с содержанием нового выпуска журнала можно по ссылке: 

 https://ria-stk.ru/mkvm/detail.php?year=2025&mounth=%CC%E0%F0%F2

Назад к статьям
Поделиться: